В «Ночь кино» в Кириллове прошли встречи с российскими режиссерами и показы фильмов на башне XVII века

Всероссийская акция «Ночь кино» в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике собрала более тысячи участников. Гости из Москвы, Ярославля, Сергиева Посада, Вологды, Череповца, Санкт-Петербурга, Ульяновска и Архангельска побывали на встречах с режиссерами «Ленфильма» и увидели «Кино на башнях».

«Уличный проект полюбился посетителям музея еще с прошлого года. Тогда большим экраном «Ночи кино» стала Казанская башня. В этом году площадкой для акции выступила территория Нового города ансамбля монастыря, а акцент пал на отреставрированную Косую башню 1662 года основания, – сообщил генеральный директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов. – Безусловно, такой кинотеатр под открытым небом оценили все зрители. Особую атмосферу мероприятия создавала подсветка галерей крепостных стен. В эту ночь Кирилло-Белозерский музей-заповедник светился огнями и восторженными лицами посетителей. Актуальной оказалась и тема «Ночи кино» в музее – мы показали фильмы, посвящённые памяти известного режиссера Николая Досталя и писателя Юрия Коваля».

На большом экране крепости то и дело возникали кадры из жизни режиссера «Монаха и беса», «Раскола», «Штрафбата», «Завещания Ленина», «Мелкого беса»… 

«Николай Досталь очень любил Вологодчину и в особенности Кирилловский район, он часто бывал в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике и выбирал его локацией для съёмок фильмов, –  рассказывает руководитель культурных проектов музея Сергей Беляшов. – В рамках акции мы показали не только кадры из его картин, но и уникальные моменты со съёмок. Зрители впервые увидели Николая Николаевича «с полей», таким, каким он был – честным, открытым, желающим изменить этот мир, показать истину, показать жизнь обычных людей и современные реалии».

Акция, организованная Министерством Культуры Российской Федерации, Фондом и кино и порталом культурного наследия России «Культура.РФ», в Кириллове собрала множество положительных отзывов. Ольга Аверичева из Череповца заметила: «Это восторг! Организаторы подошли к проведению акции весьма креативно! Видно, что проект развивается и получает новый масштаб! Скрипичный дуэт «Soul» стал подарком для участников акции! Особенно впечатлило «Облако-рай» в их исполнении. К тому же, «Ночь кино» в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике подарила не только прекраснейший концерт с изумительной музыкой, ласкающей слух, показала эксклюзивные кадры со съемок фильмов в Кириллове, но и дала возможность прогуляться по монастырю практически ночью. Музей в этот день работал до 22 часов».

Задуматься о важном, сравнить современность и жизнь в Советском Союзе, увидеть годы первой мировой войны в «Ночь кино» участникам акции предложили режиссеры «Ленфильма» Лидия Боброва и Александр Золотухин. В конференц-зале музея они представили две картины – «Ой, вы, гуси» и «Мальчик русский». Оба фильма были показаны на Берлинском кинофестивале, собрали восторженные отзывы в Пекине, Японии, Новой Зеландии, и впервые были презентованы на Вологодчине.

«Мой первый фильм «Ой, вы, гуси» был снят в деревеньке Архангельской области еще в 1990-м году. Прошло более 30 лет, и он не потерял своей актуальности. По инициативе российского кинорежиссера и сценариста, Народного артиста Российской Федерации Александра Николаевича Сокурова фильм был восстановлен – реставрацией картины занимался молодой режиссер Александр Золотухин, который в рамках «Ночи кино» в Кириллове представил свой фильм «Мальчик русский», – поведала Лидия Алексеевна Боброва.

«Мальчик русский» собрал в музее разную публику: и старшее поколение, и молодёжь. «Это исторический фильм о первой мировой войне. Деревенский паренёк идет добровольцем на фронт с мечтой воевать, получить ордена, –  рассказывает Золотухин. – Фильм показывает, что такое война, как это тяжело и насколько она не соответствует этим наивным представлениям молодого мальчика».

Золотухин в своей картине показывает два времени: наших современников – музыкантов симфонического оркестра, которые репетируют Третий фортепианный концерт Рахманинова и его же «Симфонические танцы» – и солдат Первой мировой (историческая линия). Кадры чередуются, и чем большее напряжение нарастает в музыке, тем тяжелее и острее жизнь деревенского мальчишки в кинокартине.  «Мальчик русский» стал синтезом музыки и кино. Произведения Рахманинова в фильме показывают весь эмоциональный накал и экспрессию чувств.

«Когда «Концерт для фортепиано с оркестром №3» Сергея Рахманинова впервые услышали зрители, они были взбудоражены и шокированы тем, как энергично и громогласно может звучать Симфонический оркестр. Для многих это стало откровением. Исследователи творчества Рахманинова говорят, что этим произведением он предсказал начало Первой мировой войны. В воздухе уже витало что-то тревожное, а музыка Рахманинова, не свойственная тому времени, лишь обличила эту тревогу, предрекая новую эпоху. Как зрители не могли представить, что Симфонический оркестр может играть такую музыку, так и люди не могли предполагать, что впереди их ждет такая кровопролитная война, где впервые будут применены средства массового поражения», – поясняет Александр Золотухин.

«Ночь кино» в Кириллове еще раз показала, что кино – это не просто форма искусства или развлечения, это часть культуры общества, которая является отражением его ценностей, убеждений и мировоззрения. Кино позволяет нам по-новому взглянуть на себя и на мир вокруг нас. Раскрывает перед нами новые идеи, проблемы, конфликты и положения, которые порой не доступны в повседневной, обыденной жизни.